Рич ДеВос
Рич ДеВос родился 4 марта 1926 года в маленьком американском городке Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Его дедушка обладал талантом продавца, разъезжая на стареньком Форде, продавал хозяйкам овощи. Иногда дед позволял внуку что-нибудь продать. Это был первый опыт будущего миллиардера. По окончании школы и второй мировой войны для Рича ДеВоса и его лучшего друга Джея Ван Андела, с которым у них были общие интересы и совпадающие взгляды на жизнь, стоял один вопрос – каким бизнесом заняться, ведь еще будучи школьником, Рич никогда не задумывался над тем, кем стать. Его отец, которому не нравилось работать на других, всегда говорил – занимайся бизнесом сам, и всегда поощрял попытки начать свое дело, даже если ничего не получалось, он и тогда продолжал поддерживать своего сына.
В начале предпринимательского пути друзья пробовали один бизнес за другим, основали летную школу, а по ночам работали в собственном ресторане в Гранд-Рапидсе для автомобилистов. Хотя оба дела приносили хороший доход, но Джей и Рич предвидели возможное уменьшение интереса к авиации и снижение доходов, поэтому продав оба дела и получив большой доход, они отправились на поиски новых приключений. В 1948 году купили шхуну, намереваясь совершить путешествие в Вест-Индию и Южную Америку, хотя ни один из них не был профессиональным моряком. В марте 1949 года их судно затонуло у побережья Кубы, но Ван Андел и ДеВос продолжили путешествие. Чуть позже приятели решили заняться импортом товаров из Карибского региона и учредили «Корпорацию ДжеРи».
Затем они занялись здоровой пищей и начали налаживать бизнес, доставлять людям хлеб и печенье, приготовленные из цельного пшеничного зерна, став пионерами в пропаганде здорового образа жизни и чуть позже становятся дистрибьюторами компании Нутрилайт. В 1955 году ДеВос и Ван Андел создали сеть дистрибьюторов, продававших Нутрилайт. Первый офис компании American Way располагался прямо в гараже, а первым продуктом было универсальное чистящее средство – биоразлагаемое мыло Frisk. Менее чем через два года друзья и партнеры открыли собственный завод по производству продукта. Сегодня этот продукт известен как экологически безвредное универсальное чистящее средство L.O.C. Главная идея бизнесменов заключалась в том, чтобы продавать товары не через магазины, а напрямую потребителям.
В 1959 году с двумя сотнями дистрибьюторов они организовали компанию Amway, сосредоточив внимание на продаже пищевых добавок для очищения организма. Кроме того, они торговали косметикой, кухонной посудой и множеством других вещей, включая продукцию компаний «Леви Страусс», «Кока-кола» и других ведущих производителей. В 60-е годы в Amway была введена система разных уровней для прямых дистрибьюторов, чтобы таким образом отслеживать и поощрять личный деловой рост. Друзья всегда стремились прийти к общему решению проблем, что помогло сохранить бизнес и партнерские отношения. И никогда не обвиняли друг друга. Каждый день партнеры работали над тем, чтоб сделать свою компанию еще лучше.
Amway сегодня совсем не похож на Amway 1959 года, но дух компании и те ценности, на которых она была основана, неизменны. Через всю свою жизнь Джей и Рич пронесли твердую уверенность, что успех измеряется не тем, сколько ты получаешь, а тем, сколько ты отдаешь. Они всегда верили, что должны делиться своим успехом с другими. За последние годы в Гранд-Рапидс благодаря семьям Ван Андел появился музей и арена, а ДеВос – Центр Матери и ребенка в больнице Баттерворт. Спустя более чем полвека Amway заняла место в тройке лидеров прямых продаж в мире. Оборот компании превысил 8 млрд. долларов, она работает в 80 странах мира. Количество дистрибьюторов – более 3 млн. человек. Компанией управляет уже второе поколение двух семей, также к делу приобщается и поколение третье.
Рич ДеВос прожил долгую и достойную жизнь, уйдя в возрасте 92 лет. Предприниматель, визионер, филантроп, вдохновляющий спикер с множеством наград, он мотивировал сотни тысяч независимых предпринимателей по всему миру и всегда имел плотный график выступлений для различных деловых и благотворительных организаций. Всю свою жизнь он пропагандировал ценности свободы, семьи, веры и благотворительности как в книгах, так и в тысячах выступлений и интервью по всему миру. Одна из фраз Рича: «Я до сих пор люблю знакомиться с новыми людьми, хотя высоко ценю старую дружбу. Можно ли найти лучший фундамент для бизнеса, чем таланты и амбиции людей, которые хотят принести пользу другим?»